По улицам «мертвого» города

Общество 25.11.2009 15:00
0
25.11.2009 15:00

Неэффективное управление Волгоградом может привести город к катастрофе

В 2007 году в Волгограде появилась на свет необычная книга под авторством  бывшего депутата Волгоградской городской думы, руководителя общественной палаты Волгограда Владимира Запарина. «Путь возрождения. Общественная экспертиза и стратегия развития Волгограда» —  так назывался этот совместный труд экспертов и специалистов коммунального хозяйства,  здравоохранения, образования, демографии. Со дня выхода книги прошло уже два года. Но жизнь показала, что самые неблагоприятные прогнозы, которые были озвучены в книге  по поводу перспективы миллионного областного центра  превратиться в «мертвый» город, похоже, начинают сбываться…
- Владимир Анатольевич, как создавалась эта книга? Что послужило идеей для ее написания?
- Идея книги возникла после детального обобщения ситуации, сложившейся в коммунальном хозяйстве Волгограда. А ситуация эта и была, и остается патовой — муниципалитет  не тянет содержание коммуналки, население устает оплачивать квитанции с постоянно растущими цифрами, а в бюджете на решение глобальных коммунальных вопросов  денег нет. При этом ни один из мэров Волгограда и не пытался решить эту проблему так, как ее нужно решать — в комплексе. Единственное, на что хватало сообразительности у градоначальников, это сделать коммунальным оператором свою  карманную компанию, которая бы создавала видимость работы в коммунальной сфере, но где бы аккумулировался сбор миллиардных платежей за коммуналку.
- Коммунальное хозяйство — это, наверное, больной вопрос не только для нашего города, но и для всей страны. Как, на ваш взгляд, нужно решать эту проблему?
- Эта проблема состоит из двух основных частей. Первая составляющая включает в себя обязательную реконструкцию теплосетей  — пути, по которому  теплоэнергия идет в дома. Вторая часть проблемы состоит в необходимости  замены   труб в самих домах. Ведь из-за дырявых труб  значительная часть теплоэнергии попросту теряется, а оплачивать эти потери приходится тем же волгоградцам. Прибавьте к этому воровской менеджмент, основанный на так называемом «распиле» денег. Посмотрите, на каких условиях выигрывали  в последнее время конкурсы коммунальные операторы — РЭС, ВгКС. Например, на последнем тендере победителем стала компания с уставным капиталом всего в сто  тысяч рублей, зарегистрированная к тому же буквально накануне тендера. Я до сих пор утверждаю, что в том, как был проведен конкурс, налицо была  коррупционная составляющая. Нечему тогда удивляться, что ситуация в коммунальном хозяйстве ухудшается с каждым годом, ведь по существу у нас не было еще ни одного коммунального оператора, который бы работал на улучшение в этой сфере. К сожалению, их функция — собирать деньги с населения, не вкладывая ничего в инфраструктуру городского хозяйства,  и периодически латать дыры — прорывы на теплотрассах, которых с каждым годом становится все больше. Наши городские власти  могут быть обязаны тому, что в Волгограде еще не наступила коммунальная катастрофа, это относительно теплой  осени. По существу, городская коммуналка не прошла испытания морозами, а это, я вас уверяю, будет серьезный экзамен для городских властей….
- Хорошо, ситуация в коммунальном хозяйстве  знакома и понятна многим. По вашему мнению, что нужно сделать для того, чтобы коренным образом изменить сам подход к решению коммунальной проблемы?
- Этот путь мы предложили городской власти, когда и работали над книгой «Путь возрождения».  И я, и мои коллеги-эксперты уверены, что коренным образом исправить ситуацию в коммунальном хозяйстве можно лишь привлечением на рынок крупной компании, которая бы в обязательном порядке вкладывала средства в коммунальную сферу. Но с такой компанией нужно заключать договор не на одиннадцать месяцев, как это было сделано на последнем тендере, а на десять-пятнадцать лет. К сожалению, последние градоначальники не задумывались и не задумываются о завтрашнем дне коммунального хозяйства. Поэтому коммунальные тарифы и впредь будут постоянно увеличиваться, а население будет получать все менее качественные услуги. Повышение тарифов без модернизации коммунального хозяйства — это путь в никуда. Ведь известно, чем больше коммунальная плата, тем больше жителей Волгограда оказываются несостоятельными оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. Соответственно, и субсидии из бюджета на покрытие части расходов для малоимущих становятся больше. Этот замкнутый круг могут  разорвать  лишь решительные действия городских властей по поиску инвестора, который бы не только собирал плату, но и вкладывал часть собранных средств в то же развитие теплосетей. Другое дело, после того, как к сбору средств в коммунальной сфере допускались  одноразовые, карманные компании мэрии, вряд ли серьезный и честный инвестор захочет иметь дела с нашей властью — репутация ее уже  сильно подорвана…
- Какой ваш прогноз относительно развития ситуации в коммунальном хозяйстве?
- Прогноз такой же, какой был дан в книге два года назад:  в 2010-2012 годах в этой отрасли городского хозяйства может наступить пик внутренних катастроф. Посмотрите уже сейчас на наш центр города — рядом с Домом печати разрыт котлован едва ли не на уровне фундамента здания. Я вас уверяю, это  будут еще цветочки по сравнению с тем, что ожидает население  Волгограда в случае, если городские власти продолжат придерживаться прежнего подхода к руководству коммунальным хозяйством. Ведь в этой отрасли, по-существу, ничего не создается, наоборот, проедается и эксплуатируется то, что было создано еще десятки лет назад.
- Какой мрачный прогноз… Что может последовать за таким вариантом событий?
- Вариант один — городская власть, которая допустила это обострение ситуации, может быть отстранена от исполнения обязанностей. В современной истории уже были факты, когда министр МЧС Шойгу возил на самолетах батареи в замерзающий регион. Нужно ли доводить до этого ситуацию — вот в чем вопрос…
- Насколько мы успели познакомиться с вашей книгой, проблема нашего города — в неэффективном управлении не только коммунальной сферой…
- Конечно, в книге несколько разделов, и посвящены они не только коммуналке, но и здравоохранению, образованию, демографии, социальной политике, дорожному строительству. Состояние наших дорог волгоградцам  наверняка  уже набило оскомину. Но положение дел в этой отрасли тоже не меняется, потому что власти удобно пользоваться старыми подходами — залатал кое-как колдобину, «спрятал» под небрежной латкой миллионы бюджетных денег и вроде бы никаких претензий. Но дороги — это ведь такой же товар, как и все то, что стоит денег! И чиновники, делая дороги, обязаны давать на этот товар гарантию, ведь тратят на это наши, бюджетные деньги!
- Однако, если судить по митингам, которые прошли недавно в Волгограде, не городская власть является обидчиком многих людей, а наоборот, это мэрии сегодня живется хуже всех.  К такому выводу можно прийти, судя по плакатам, которые демонстрировались на митинге, например  «Дайте Волгограду денег…».
- Нечего скрывать, что мы знаем, кто участвовал в этих митингах — это в основном муниципальные служащие, и можно понять, что многие из них появились там не по своей воле. Другой вопрос, что мэрия, по существу, дискредитировала федеральную власть, организовав подобную акцию. Мэр Гребенников выбивает  искру, чтобы из нее разгорелось пламя.  Я считаю, что за этот митинг ответственность должен нести именно Гребенников…
- Владимир Анатольевич, в чем же выход из этой ситуации, на ваш взгляд? Что нужно сделать для того, чтобы власти Волгограда  наконец  стали работать не для себя, а для людей, тех, кто выбирал эту власть, кто  на нее надеялся?
- Самое главное — городская власть должна научиться вести диалог даже с альтернативным мнением. Но сегодня Роман Гребенников единолично правит Волгоградом, ему другие, отличные от него,  мнения  ни к чему. Зато он трепетно следит, чтобы его имя, не дай Бог, не «оклеветали», и находится в состоянии постоянных судебных тяжб с теми, кто не хвалит его и не превозносит. Для примера напомню: бывший, ныне покойный президент Борис Ельцин никогда не судился с теми, кто нелицеприятно отзывался о нем. И только за одно это его можно было уважать. Выход же из сегодняшнего тупика, в который нас завела нынешняя городская власть, только в одном — эта самая власть должна выбрать принципиально новую схему управления городом. В ее основу должны войти такие принципы, как государственный подход, экономическая целесообразность, нравственность и гражданская ответственность. Но вряд ли это смогут добровольно сделать те, кто сегодня управляет городом…

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
26.05.2024 10:30
0
26.05.2024 10:03
0
26.05.2024 09:19
0
26.05.2024 08:31
0
26.05.2024 07:51
0
25.05.2024 22:15
0
25.05.2024 21:12
0
25.05.2024 20:52
0
25.05.2024 20:07
0
25.05.2024 18:08
0
25.05.2024 17:13
0
25.05.2024 16:34
0
25.05.2024 14:56
0
25.05.2024 10:51
0
25.05.2024 10:08
0