ВЫСОТА 102

Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: https://v102.ru/news/61368.html
Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ВЫСОТА 102» - https://v102.ru

Экономист Карэн Туманянц о проекте бюджета Волгоградской области: 2017 год нас может неприятно удивить

30.11.2016 07:48 МСК

Доцент ВолГУ, кандидат экономических наук Карэн Туманянц в студии ИА "Высота 102" - о проекте бюджета Волгоградской области на 2017 год, приближении государственного долга региона к критической отметке, планах финансистов пополнить казну за счет двоекратного роста уплаты штрафов за нарушение ПДД и непопулярных источниках для оптимизации расходов.

- Бюджет Волгоградской области 2017 года принят облдумой в первом чтении в бездефицитном варианте. Это хорошо или плохо? 
- Доходы бюджета 2017 года я считаю завышенными. Есть риски того, что мы даже этих показателей, которые ниже уровня текущего года, не сможем получить.
Контрольно-счетная палата Волгоградской области об этом не говорит, но это лежит на поверхности: бездефицитность бюджета, которую мы видим в проекте, не реалистична. Это видно и по текущему году, когда изначально бюджет формировался даже с профицитом, а мы заканчиваем год с дефицитом. К сожалению, в следующем году мы не должны обманывать себя и жителей Волгоградской области: по факту бюджет не удастся оставить бездефицитным. Придется увеличивать расходы, которые в нынешнем варианте сокращены на 10% по сравнению с фактом 2016 года.  
- Контрольно-счетная палата Волгоградской области раскритиковала прогноз социально-экономического развития региона на 2017-2019 годы, на основе которого был сформирован проект бюджета на будущие три года. Согласны ли вы с тем, что в этом документе много нестыковок?
- Я поддерживаю мысль аудиторов о том, что прогноз сформирован по достаточно оптимистичному сценарию. Есть большая угроза того, что 2017 год нас сможет неприятно удивить и оказаться сложнее, чем прогнозирует администрация области.
Достаточно спорным является увеличение такого показателя в прогнозе как увеличение рыночного товарооборота на фоне снижения реальных доходов населения. Как правило, эти показатели двигаются в одном направлении. Если люди получают меньше средств, то они меньше и тратят.
- Первый вице-губернатор, председатель комитета финансов Александр Дорждеев винит федеральный центр за ужесточение межбюджетной политики в отношении регионов. Это главная причина сокращения бюджета области и устрашающего роста государственного долга?
-  Говорить о том, что это главная проблема – неправильно. Она просто лежит на поверхности и вне компетенции региональных властей. Поэтому удобно указывать на федеральный центр, который несколько лет назад ввел такую новацию, как, к примеру, консолидированные группы налогоплательщиков. У нас есть масса других способов выхода из ситуации, в которой оказались многие субъекты страны. 
Если говорить о том, что можно сделать на региональном уровне, то нужно четко определить для себя эффективность тех или иных расходов. Сейчас я скажу непопулярные вещи, но ситуация такова, что приятных вещей говорить уже не приходится. Вот, к примеру, на будущий год мы запланировали на поддержку сельского хозяйства почти 2,5 млрд рублей. Эта сумма больше объема налогов, которые платят все сельхозпредприятия области во все виды бюджетов. В целом, селяне сегодня находятся не в очень плохой ситуации: за счет санкций есть возможность расширять объемы реализации, валютный курс достаточно благоприятен для экспорта и т.д. Расчетов, которые позволяют говорить о позитивных изменениях в отрасли благодаря именно вложению в аграрный сектор государственных средств, я не вижу. Мне кажется, перебирая разные статьи расходов бюджета, финансисты исполнительной власти могут найти источники экономии и оптимизации структуры расходов.
- Собственные доходы бюджета Волгоградской области 2017 года должны вырасти по сравнению с текущим годом на 3 млрд рублей и составить 59,9 млрд. О чем говорит это показатель? Насколько эффективно реализуется в регионе налоговая политика?
- Если говорить о фактическом исполнении бюджета области 2016 года, то мы видим рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2-3%. Это трудно назвать достижением, поскольку только инфляция за это время составила 6%. Тот факт, что уровень роста доходов ниже темпов инфляции говорит о наличии определенных проблем.  
Если речь идет о проекте бюджета региона на 2017 год, то планы по увеличению сборов налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц мне не кажутся реалистичными. Макроэкономических показателей, которые бы подтверждали такие ожидания, я не вижу. 
Также меня смутили планы администрации региона практически удвоить поступления в казну 2017 года от уплаты штрафов, большая часть из которых - за нарушение ПДД. Я сомневаюсь, что эти ожидания (даже не знаю, как их назвать - оптимистичные или пессимистичные) оправдаются. 
- В последние несколько лет администрация области придерживалась политики замещения дорогих в обслуживании банковских кредитов бюджетными. Однако в проекте бюджета области на ближайшую трехлетку мы видим резкий перевес в сторону именно коммерческих займов. В чем дело?
- Это связано с проблемами бюджета страны. Из-за дефицита казны федеральный центр сокращает объем трансфертов регионам. Одна из проблем с бюджетом Волгоградской области на будущий год как раз связана с уменьшением объема безвозмездных поступлений. Кроме того, федеральный бюджет в два с лишним раза сокращает объем бюджетных кредитов регионам. Поэтому нам ничего не остается, как самостоятельно справляться со своими финансовыми трудностями. Вполне естественно, что выход возможен только за счет расширения коммерческих заимствований: выпуска ценных бумаг и кредитов у банков.
- Государственный долг бюджета Волгоградской области в будущем году может приблизиться к 100% от уровня собственных доходов. Чем грозит это региону?
- Это, конечно, неприятная ситуация, которая создает дополнительные проблемы. Администрация области, получая ранее бюджетные кредиты, обязалась не допустить роста госдолга выше установленной Минфином РФ отметки. Поскольку мы выбиваемся из установленных требований, то в следующем году нам придется досрочно погашать часть бюджетных кредитов. Еще один неприятный момент связан с увеличением суммы обслуживания госдолга. В будущем только на погашение долга будет потрачено 6,5% от всей расходной части бюджета. 
Но в целом, ситуация не катастрофичная. В настоящее время порядка 10 субъектов страны уже живут  с долговой нагрузкой, которая равна или даже превышает объем налоговых и неналоговых доходов. Нам ничего не остается, как решать эту проблему. Конца света не случится, если мы увидим, что госдолг перевалил за 100% от размера собственных доходов.




© 2006-2024 Информационное агентство "ВЫСОТА 102"