ВЫСОТА 102

Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: https://v102.ru/news/4929.html
Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ВЫСОТА 102» - https://v102.ru

Объект нападения

16.05.2008 15:37 МСК

Станет ли жилищно-коммунальный комплекс Волгограда объектом рейдерского захвата?

Высота 102.0
События последних месяцев 2008 года показывают, что система жизнеобеспечения Волгограда находится в зависимом от посторонней воли состоянии и стабильность ее – пока лишь заслуга нового арендатора «Коммунальных технологий Волгограда». Но, увы, ситуация может измениться с точностью до наоборот, если включить все механизмы – от юридических, до политических.
В чем же уязвимость ситуации, ведь в отличие от предыдущей, сделка прошла с соблюдением всех норм и правил?
Напомним, что печальная история волгоградской коммуналки, (а мы говорим о водо- и теплоснабжении, собственно о жизнеобеспечении, а ни в коем случае о ТСЖ или частных проблемах содержания жилого фонда), началась при прежнем мэре – Евгении Ищенко. Возможно из лучших побуждений, а, скорее всего, из-за данных энергетикам обязательств, мэрия поспешила осенью 2003 года начать процедуру передачи коммунального хозяйства в аренду частным структурам. Передача активов всего хозяйства с сетями, котельными, инфраструктурой, и людьми, прошла тихо и не заметно для горожан и депутатского корпуса. Нет, конечно же, близкие к мэру люди все это заметили и, даже приняли непосредственное участие, но город потерял контроль за коммуналкой, и в результате через два года задолженность поставщикам у коммунального хозяйства составляла миллиард рублей. С этим долгом пришлось разбираться уже новой мэрии.
В 2007-2008 годах подготовка и проведение конкурса на управление коммунальным хозяйством Волгограда проходили открыто и с привлечением депутатского корпуса. Понятно, что своим партнером мэрия хотела увидеть структуру не только финансово состоятельную, но и стратегически вменяемую, дистанцирующуюся от политики, но не пренебрегающую интересами мегаполиса. Одним из самых веских аргументов при заключении контракта – стало погашение победителем долга в миллиард рублей.
Несомненно, на конкурсе ожидалась острая борьба, однако эта борьба должна была пройти в пределах правил, или, как  у нас любят говорить – цивилизованно.
Но к победе, которую получили «Коммунальные технологии Волгограда», в нагрузку достался не только миллиардный долг. Информационная кампания, навязанная оппонентами, создает атмосферу неуверенности в завтрашнем дне и у горожан, и у энергетиков, желающих получить задолженность.
Создание атмосферы неуверенности, постоянное расшатывание ситуации – один из элементов рейдерства в России. Собственно, захват любого объекта начинается именно с «психической атаки». Иногда обороняющиеся - сдаются без боя.
Конечно же, сейчас невозможна ситуация, которая происходила в Волгограде в конце 90-х годов и в начале этого века.  Вспомним, как путем мнимых банкротств, создания искусственных задолженностей, лихих арбитражных процессов и неправомерных действий судебных приставов переходили из рук в руки процветающие некогда предприятия. Схемы были отработаны четко – пищевые комплексы, сельхозпроизводства, заводы и объединения, уходили с молотка за копейки.
Результат – спад в экономике, финансовые потери, криминализация реального сектора, коррупция. Регион, тем не менее, смог за несколько лет исправить ситуацию.
Подобное, повторим, казалось бы, не возможно сейчас, в 2008 году. Но есть ли уверенность, что более изощренные схемы не заработают, если будут подкреплены значительными финансовыми вливаниями? Такой уверенности нет. И сейчас мы наблюдаем своеобразную информационную «артподготовку», целью которой становится отмена результатов конкурса и проведение нового. За этими «мероприятиями» стоят колоссальные деньги и колоссальные амбиции. Ожидаемый результат?.. Отнюдь не качественные изменения в сфере предоставления коммунальных услуг, а некие дивиденды, как политического, так и репутационного характера. Иными словами, как в ироничной фразе Остапа Бендера, брошенной в адрес Шуре Балаганову – «Я даю вам двадцать рублей и три дня на разграбление города!». Только кому на разграбление отдадут коммуналку на этот раз, ведь иногда за фирмами-фантомами, возникающими на фоне конкурсов, не стоит ничего, кроме желания перераспределить капитал, а сам объект торгов остается лишь объектом торга между противоборствующими сторонами и олигархическими структурами?
Рейдерские захваты в России имеют богатую историю. И если в 90-х передел собственности проходил в жестких условиях криминальных войн, то теперь ситуация несколько изменилась. По оценке Следственного комитета МВД РФ на протяжении трех последних лет правоохранительными органами возбуждено порядка 1000 уголовных дел, связанных с незаконными слияниями и поглощениями компаний. Иногда за этими действиями стоят преступные сообщества, но в большинстве случаев рейдерство (то есть «захват» в переводе с английского) проходит «по-белому», если следовать жаргону самих рейдеров. Хотя, как отмечают в МВД, иногда отличить «белое» рейдерство от «черного» трудно, потому что вход идут одинаковые схемы: шантаж, дезинформация, давление на собственников, подставные фирмы, судебные тяжбы по надуманным поводам, коррупционные устремления.
О рейдерстве много говорят и пишут во многом потому, что федеральная власть обратила на него пристальное внимание. Как сообщили в пресс-службе Генеральной прокуратуры, объектами рейдерства становятся зачастую стратегические и социально значимые предприятия, муниципальные учреждения, объекты исторического наследия и жилищно-коммунальной сферы, требующие колоссальных финансовых вложений.  Они наиболее уязвимы в рыночных отношениях, и имеют привлекательную недвижимость, ликвидные активы, финансовые обороты и земельные участки. Прокуратурой ряда регионов данная ситуация отслеживалась очень пристально.
Так, в Уральском округе за два года было возбуждено 37 уголовных дел по фактам атак на предприятия. До 2006 года пор подобные дела были единичными. В Санкт-Петербурге в 2006-2007 годах было возбуждено порядка 50 уголовных дел по фактам захватов предприятий. По оценке Следственного Комитета при прокуратуре РФ, «… расследование дел о рейдерских захватах в РФ является одним из самых сложных, прежде всего из-за несовершенства законов и большой коррупционной составляющей. Преступники находят пробелы в законодательстве и уходят от наказания».
Как считает Генеральный прокурор Юрий Чайка, «…в настоящее время объектом интереса рейдеров становится земля. Количество обращений по поводу противоправного присвоения земельных угодий, незаконных действий по скупке паев и земельных долей, незаконного их отчуждения и регистрации права собственности на них возросло более чем в полтора раза. Причиной распространения такого рода преступлений явилось то, что длительное время они не попадали в поле зрения правоохранительных органов. Первоначально подобные проявления расценивались как споры хозяйствующих субъектов, которые подлежат рассмотрению в рамках гражданского законодательства.
С целью устранения всех легальных возможностей для рейдерства необходимо коренным образом изменить корпоративное законодательство. Следует также принять срочные меры по декриминализации экономических отношений в стране, - считает генеральный прокурор России».
Одной из причин роста незаконного захвата собственности, по мнению старшего следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД РФ Павла Сычева, является, так же, несовершенство российского законодательства. Следственный комитет с целью совершенствования российских законов изучает опыт западных коллег и тесно сотрудничает с комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Результатом этой работы, в частности, стала разработка двух статей в Уголовно-процессуальном кодексе. Первая касается уголовной ответственности за захват корпоративного контроля в юридическом лице, вторая - корпоративного шантажа.
Оценивая перспективы ситуации с рейдерскими захватами в России, следователь заявил, что положение, по его мнению, будет стабилизироваться, но «…определенный уровень порядка 500 объектов в год по России все равно останется. Мы предлагаем ввести ответственность за любые действия, которые повлекли переход управления в юридическом лице к неправомочному субъекту. Кроме того, почти все эти действия сопровождаются подделкой и законной регистрацией фиктивных документов», - сказал Сычев.
Общественный антикоррупционный комитет подготовил ряд предложений для законопроекта, направленного на борьбу с рейдерством в России и готов предоставить их органам государственной власти для эффективной работы в этом направлении. Об этом заявил председатель этой общественной организации, депутат Государственной Думы Антон Беляков.
«За последнее десятилетие рейдерство стало серьезной проблемой для российского бизнеса. Для борьбы с этим паразитирующим на российской экономике явлением необходимо тесное сотрудничество общественных организаций, законодателей и представителей органов государственной власти, - заявил Антон Беляков.
 


© 2006-2024 Информационное агентство "ВЫСОТА 102"