
Журнал "Эксперт Юг" № 22-23 11-24 июня 2012 ( в сокращении).
Юг внёс своеобразный вклад в активизацию протестных настроений в российских городах — особенностью большинства митингов, прошедших в регионе за последние недели, стала их экологическая направленность. Среди лидеров протестной активности — Волгоградская область и Краснодарский край. Чисто политический протест на Юге никогда не был особенно популярен — это, в частности, подтвердили апрельские события в Астрахани. Сколько бы ни утверждал экс-кандидат в мэры города Олег Шеин, что за него на выборах 4 марта проголосовало большинство горожан, без приезда столичных оппозиционеров ему так и не удалось организовать сколько-нибудь массовые акции астраханцев в свою поддержку. Не вызвал особого энтузиазма южан и состоявшийся в Москве «Марш миллионов» — 6 мая, в день проведения этого мероприятия, на площади южных городов вышли в лучшем случае несколько десятков человек.
Другое дело — протестные акции с экологической повесткой, которых на Юге в последние годы прошло немало. На нынешней митинговой волне и число участников «зелёного» протеста, и само количество соответствующих выступлений могут существенно вырасти, а от экологии до политики, как известно, один шаг. Политические заявления в ходе недавних экологических акций на Юге уже прозвучали, но и власть демонстрирует склонность к диалогу — в Анапе, например, руководство города поддержало требования митингующих остановить проект по добыче песка на черноморском шельфе. Возможно, именно сейчас, после завершения очередного электорального цикла, самое время для наработки переговорных практик между властями и экологическими активистами. Ведь если судить по тому количеству инфраструктурных проектов, которые заявлены в регионе на ближайшие годы, ожидать спада «зелёного» протеста вряд ли приходится. Это — вполне предсказуемая реакция местных сообществ на модернизационные процессы, которые разворачиваются в южной экономике.
В конце мая на протестной карте России появилось новое и, пожалуй, самое неожиданное место — город Урюпинск Волгоградской области, за которым в символической географии страны давно закрепилась репутация «столицы российской провинции». Именно этот городок стал одним из центров массовых акций против разработки медно-никелевых Еланского и Ёлкинского месторождений в соседней Воронежской области, которые были открыты ещё в советские годы. 22 мая победителем конкурса Федерального агентства по недропользованию на их разработку стал Медногорский медно-серный комбинат из Оренбургской области — компания, близкая к холдингу УГМК, одному из крупнейших игроков российской цветной металлургии. Как сообщается на официальном сайте Воронежской области, разработчик месторождения планирует вложить в развитие территории более 3,6 млрд рублей.
Протестная реакция на это решение оказалась незамедлительной и весьма масштабной. По сообщению информагентства «Кавказский узел», в митинге, состоявшемся в Урюпинске 27 мая, приняли участие более 2 тысяч человек. В тот же день митинги прошли в городах Борисоглебске и Новохопёрске Воронежской области — активисты организовали между тремя населёнными пунктами автопробег, в котором участвовало около 200 машин из Волгоградской, Воронежской и Саратовской областей. 31 мая был проведён ещё один «антиникелевый» автопробег по маршруту Урюпинск— Новохопёрск, завершившийся митингом, который собрал порядка 3 тысяч человек. Для Урюпинска с населением в 41 тысячу жителей и тем более для Новохопёрска, где проживают всего 6,7 тысячи человек, это более чем внушительные акции. Они прежде всего продемонстрировали, что российская глубинка успешно освоила сетевые технологии (координация участников акций ведётся через сеть «ВКонтакте»), без которых добиться столь массового участия граждан едва ли удалось бы.
По утверждению экологических активистов, объединившихся в движение «В защиту Хопра», основной удар при создании горно-обогатительного комбината на границе Воронежской и Волгоградской областей может быть нанесён по экосистеме реки Хопёр, протекающей через Урюпинск и впадающей в Дон на территории Волгоградской области. Возможный ущерб для территории сравнивается с последствиями разработки никелевых руд в Норильске — одном из самых «грязных» городов России. «Появление промышленного гиганта неизбежно погубит уникальный Хопёрский государственный природный заповедник, где обитают редчайшие представители флоры и фауны, в том числе и реликтовая выхухоль, — считает депутат городской думы Урюпинска Владимир Мелованов. — Из-за жаркого климата экологические последствия для жителей Прихопёрья будут куда более чудовищными, нежели для Норильска».
Впрочем, начало разработки месторождений — это вопрос довольно далёкого будущего. Как пояснил глава пресс-службы УГМК Виктор Белимов, на проведение оценочных и геологоразведочных работ уйдёт 4 года, а затем ещё 5 лет займёт само строительство горно-обогатительного комбината; при этом продумана система сквозного мониторинга состояния окружающей среды. В ходе создания предприятия будет использована технология «мокрого хвостохранилища», которая, по утверждению УГМК, позволит свести к минимуму техногенную нагрузку. Кроме того, предполагается только добыча руды, а не выплавка никеля. Однако активисты движения «В защиту Хопра», собравшие уже порядка 20 тысяч подписей против освоения месторождений, считают, что реализацию проекта необходимо запретить до проведения независимой экологической экспертизы.
31 мая директор по горному производству ООО «УГМК-Холдинг» Григорий Рудой провёл в Воронеже пресс-конференцию, где подтвердил, что до активной фазы реализации проекта ещё очень далеко. По его словам, по Еланскому и Ёлкинскому месторождениям сейчас существуют прогнозные, а не эксплуатационные запасы — для оценки последних потребуется 4–5 лет геологоразведочных работ, которые могут и не подтвердить предварительные данные. «Почему я должен с ними разговаривать? — заявил представитель УГМК в ответ на вопрос о диалоге с общественными активистами. — Пусть протестуют. Нет объекта разговора — руды, нечего и разговаривать с ними». Заместитель директора исследовательской группы INFOMINE Владимир Троицкий подтверждает, что реализация проекта — вопрос довольно далёкого будущего: «Месторождения толком не разведаны, нужно время на разведку и утверждение балансовых запасов. УГМК не имеет опыта переработки медно-никелевых руд, к тому же у холдинга и без воронежских месторождений достаточно проектов. Хотя этот проект, несомненно, для региона существенен, и УГМК надо разъяснять свою позицию».
Если экологические риски разработки месторождений пока всё же следует признать скорее виртуальными, то политические — налицо. В ходе митингов в Урюпинске и Новохопёрске уже прозвучали требования об отставке губернаторов Воронежской и Волгоградской областей Алексея Гордеева и Сергея Боженова. Об этом, в частности, заявил атаман местной национально-культурной автономии казаков станицы Урюпинской Александр Титов. За несколько дней до этого представители волгоградского казачества, собравшиеся перед зданием областного правительства, потребовали отставки регионального министра по делам казачества Юрия Слущева и отзыва депутата облдумы от казачества Александра Бирюкова. По мнению участников акции, волгоградские власти преследуют цель раскола Всевеликого войска Донского, настаивая на отделении «самостоятельных волгоградских обществ», а со стороны облдумы не оказывается обещанная некогда поддержка по формированию целевого земельного фонда.
Включение казачества в протестную активность в Волгоградской области — тревожный симптом. Если раньше центр тяжести политических конфликтов здесь приходился на Волгоград, то теперь возникают новые очаги напряжённости — уже на периферии региона, и не только под экологическими лозунгами. Весной в райцентрах Волгоградской области — Котово, Фролово, Михайловке, Волжском — прошла серия акций, в ряде случаев весьма многочисленных, против плохих дорог. В 24-тысячном городке Котово в середине апреля на митинг вышло около 500 человек под лозунгом «Хотим дороги, как в Италии», припомнив губернатору Боженову недавнюю скандальную поездку. До конца июня волгоградская общественная организация «Движение автомобилистов» намерена собрать 150–250 тысяч подписей под обращением в адрес Владимира Путина о катастрофическом состоянии волгоградских дорог. Правда, активисты движения не позиционируют свою акцию как протестную. «Нам нужна консолидация всех сил, независимо от политического окраса, вероисповедания и национальности. Нам нужны дороги», — заявил председатель организации Армен Оганесян.
|