ВЫСОТА 102

Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: https://v102.ru/news/32513.html
Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ВЫСОТА 102» - https://v102.ru

Финансисты: чиновникам Волгоградской области пора завязывать с культом потребления

23.03.2012 07:21 МСК
Обновлено: 23.03.2012 08:40 МСК

Волгоградская область меньше всех субъектов Южного федерального округа получает федеральных субвенций. За 2011 год в регион пришло чуть менее 18 млрд рублей, что составляет 22,7% от доходов консолидированного бюджета области. Об этом сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на данные министерства финансов. Суммарный размер казны Волгоградской области в минувшем году составил 78,7 млрд рублей. Потрачено же было 86 млрд рублей. Дефицит таким образом составил 10% доходной части казны. К слову, это самый высокий показатель по федеральному округу.

Объемам поступлений федеральных траншев в соседние регионы можно только позавидовать. К примеру, казна Астраханской области в минувшем году получила прибавку из вышестоящего бюджета в размере 28,7% от собственных доходов, Ростовской - чуть больше – 28,9%, Краснодарского края – 31%, Адыгеи – 51% и Калмыкии – 59% (!).
В распоряжении информагентства оказалось аналитический обзор ситуации в финансовой сфере региона, который поступил в аппарат администрации области. Кто из экспертов подготовил отчет, и для кого персонально он предназначался - нам не известно. Чиновники пристально изучают материалы. Озвученные предложения, возможно, найдут свое воплощение в кабинетах создающегося правительства области.  
В экспертном заключении особое внимание уделяется теме недостаточного пополнения доходной части регионального бюджета. Так, отмечается, что рост увеличения доходов бюджета Волгоградской области в 2011 году составил по сравнению с 2010 годом всего 102,2%. Опять-таки – это самая низкая динамика в ЮФО. Дефицит показал за указанный период гораздо более высокие темпы увеличения: 300%. Как видим, произошел явный перекос в сторону увеличения трат казенных денег при явной нехватке денег в «кошельке» администрации области.
С принципом «по доходам и расходы» областные чиновники похоже не знакомы. Так, в прошлом году расходы бюджета увеличились на 10,3% по сравнению с 2010 годом. По активности бюджетных трат регион опередил Краснодарский Край и Астраханскую область, которые являются лидерами по финансовым показателям в стране. Рост доходов этих регионов в прошлом году составил 130% и 121% соответственно. Вот эти субъекты, отмечают финансисты в своем исследовании, в отличие от Волгоградской области, могли позволить себе «солидный» дефицит. Эксперты задаются риторическим вопросом: как можно наращивать такой объем неподкрепленных рублем бюджетных расходов, зная, что ни собственных доходов не хватает, ни помощи от федерального бюджета ждать не приходится? По крайне мере выглядит странно: доходы стоят на месте, а траты, причем далеко не всегда оправданные, порой за счет урезания социально-важных статей постоянно растут. Аппетит высшего исполнительного органа власти до расходов на аппарат управления всегда был отменным. Так, за минувший год гараж администрации области пополнила 71 машина, 49 из которых – абсолютно новые. Прибавим к этому «вояжи» первых лиц администрации на конференции и форумы во Францию, Германию, Великобританию, стоимость которых обходится казне за год в сотни миллионов рублей. Мелочами на этом фоне выглядит периодическая закупка бытовой, компьютерной техники и даже туалетной бумаги на 500 тысяч рублей. Если проанализировать сайт «Госзаказа Волгоградской области», то природа баснословных трат администрации станет яснее.

Аналитики называют в своем докладе и другие причины, негативно влияющие на финансовые показатели региона. Во-первых, это неэффективная практика межбюджетных отношений между администрацией области и муниципальными образованиями. Эта схема базируется на перераспределении полученных от районов и городских округов налогов в пользу областного бюджета. В итоге получается, говорится в исследовании, что основным источником доходов муниципалитетов служат дотации и субсидии из региональной казны. Таким образом, финансовые ресурсы делают лишний круг на пути в местные бюджеты, тогда как могут быть сразу направлены в районы. При таком раскладе местные чиновники будут иметь личную заинтересованность в собираемости налогов. Чего сейчас не наблюдается. Властям территорий области не важно, сколько у них уплачено налогов: на 100 тысяч рублей или миллион, потому что от этого размер полученных им дотаций не изменится. Более 70% доходов бюджетов муниципальных образований - безвозмездные поступления из региональной казны. Передача части налогов на муниципальный уровень, рассуждают аналитики, позволила бы увеличить доходную базу бюджетов районов, направить часть доходов областного бюджета не на финансовую помощь муниципалитетам, а на выполнение других региональных полномочий. Пока этого не произошло, вполне закономерной в районах и городских округах выглядит недоимка именно тех налогов, которые поступают в областной бюджет. Проще говоря, муниципальные образования должны получить мотивацию для пополнения казны. Принцип этого несложного механизма отображен на известном советском плакате: «Как работал, так и заработал». А вот если размер жалования не зависит от объема выполненной сотрудником работы, то зачем и напрягаться?


Во-вторых, активнее, по мнению экспертов, областное профильное ведомство должно работать, в частности, со взиманием НДФЛ (налога на доходы физических лиц). В настоящее время более половины его сборов поступает в областной бюджет. НДФЛ служит основным источником пополнения не только областной казны, но и бюджетов городов и районов области. Необходимо, уверены финансисты, провести ревизию всех невыплаченных сумм, взысканных работодателем с работников, но не перечисленных в бюджет. Дополнительные поступления налога по подсчетам экспертов могут составить не менее 10-15% общих сборов по региону. Другими словами, увеличить собственные доходы областные финансисты могут, сократив потери денег, которые по праву должны принадлежать бюджету. Так, умелая хозяйка, ведущая семейный бюджет, никогда не забудет про зарплату мужа, которую в полном объеме нужно приобщить в консолидированную «казну». Почему же администрация позволяет себе нерасторопность в финансовых вопросах?
А вот дополнительным источником пополнения бюджета, говорится в заключении экспертов, может стать земельных налог, взимаемый с физических лиц за участки, находящиеся под многоквартирными домами. Он является местным налогом, поэтому его поступление позволит увеличить доходную часть бюджетов районов, и особенно городских округов, а также освободит областной бюджет от бремени содержания муниципальных образований. Проблема лишь в том, что многие управляющие кампании провели межевание жилых домов по отмосткам зданий, в результате чего дворовые территории остались «бесхозными». За них никому счет не предъявишь. Для того, чтобы этот налог работал, властям нужно провести большую работу по постановке на учет каждого налогоплательщика, ввести понижающие коэффициенты для малоэтажных домов и разъяснить все населению.
Финансовым успехам администрации области никак не способствует громоздкий бюджетный долг. На 2012 год его размер определен в размере порядка 20 млрд рублей. Это почти треть доходов казны области. Обслуживание регионального долга отвлекает из бюджета миллионы рублей. За год-два эту проблему не решить, поэтому, предлагают финансисты, необходимо провести реструктуризацию займов путем замены действующих «коротких» обязательств более длинными, и «дорогих» более дешевыми.
Тормозит работу финансовой системы Волгоградской области, делают вывод наблюдатели, и недейственная структура комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства. Около половины работников финансового органа занимаются выполнением несвойственных комитету функций (кассовое обслуживание, составлению отчетности и пр.). Это не приводит к планомерному и полному исполнению бюджета – уверены аналитики. Как итог, ежегодно наблюдаются недофинансирование всех бюджетных отраслей, кредиторская задолженность при наличии остатков денежных средств на счетах областного бюджета (!). Часть выполняемой сегодня комитетом работы, предлагают эксперты, нужно передать областному управлению федерального казначейства. В результате штатная численность ведомства и его территориальных подразделений сократится, и комитет займется своей непосредственной работой: пополнением доходов бюджета, снижением долговых обязательств и анализом исполнения бюджета. Сегодня же нагруженный по сути чуждой ему работой комитет не может порой справиться даже с первостепенными задачами, такими как своевременная раздача денег распорядителям бюджетных средств. Если система сама по себе неэффективна, то как же может быть эффективной ее деятельность?..

Такие соображения представлены на суд чиновников независимыми экспертами. Совпадут ли предложенные варианты развития бюджетной системы региона с планами властей – станет известно в ближайшем будущем.




© 2006-2024 Информационное агентство "ВЫСОТА 102"