ВЫСОТА 102

Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: https://v102.ru/news/31678.html
Источник: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ВЫСОТА 102» - https://v102.ru

Роман Гребенников вновь метит в кресло мэра Волгограда

05.02.2012 19:40 МСК
Обновлено: 06.02.2012 10:46 МСК
О том, что экс-мэр Волгограда вернется в региональную политику, еще несколько месяцев назад говорили с иронией. Однако после отставки волгоградского губернатора Анатолия Бровко, который и лишил Романа Георгиевича кресла градоначальника, политическая ситуация в регионе резко изменилась или даже перевернулась с ног на голову. Назначенный 17 января на пост врио губернатора бывший глава Астрахани Сергей Боженов спустя неделю взял себе в советники дискредитировавшего себя за три года нахождения у власти Гребенникова. Многие представители политической элиты и наблюдатели пришли в недоумение: как такое могло произойти, и неужели Сергею Анатольевичу не предоставили подробный анализ «добрых дел» Гребенникова за время управления городом?
Саму по себе должность советника главы региона высокопоставленной назвать нельзя. Роман Гребенников всего-навсего на общественных началах вероятнее всего помогает «губернатору-новичку» осуществлять подготовку к мартовским выборам.
Для экспертов совершенно очевидно, что на «советнике» Роман Георгиевич не остановится: он спит и видит вновь, как стать мэром Волгограда. Этот сон, зная натуру экс-мэра, считают аналитики, он видел каждую ночь на протяжение года после своей отставки. Несмотря на то, что градоначальник из него вышел никудышний, и Волгоград за три года погрузился в социально-экономический кризис, многие наблюдатели считают, что возращение Романа к власти вполне реально. По сведениям информагентства, Роман Георгиевич уже говорит политическому окружению и руководителям муниципальных организаций, что он «без пяти минут» мэр и, якобы, и это вопрос решен на уровне областной администрации.  
О том, что бывший глава Волгограда страдает болезненным самолюбием, знают многие. Но почему политическая элита региона, прекрасно знающая его ошибки на посту мэра города, не бьет тревогу и не предупреждает горожан: этого человека пускать второй раз в администрацию города нельзя! А напомнить волгоградцам о «подвигах» Гребенникова на посту высшего должностного лица города необходимо, поскольку с момента его отставки уже прошел год, город захлестнули новые общественные и политические события. Но уволивший Гребенникова губернатор оказался таким же пассивным руководителем, как и тот, от кого он избавился.    
Как итог, в сознании людей могла зародиться мысль: если мэра уволил потерявший доверие населения глава региона и жизнь Волгограда за год не улучшилась, значит, Гребенников был не таким уже и плохим? А сегодня в области новый «хороший» (потому что еще не успел ничего сделать) губернатор, который вернет городу легитимного градоначальника, о котором в свое время жителям так много было известно. А что было известно волгоградцам о главе Гребенникове? То, о чем сообщали муниципальные СМИ, получавшие бешеные транши бюджетных денег на эти цели. Сообщали то, что хотелось внушить населению Гребенниковым, а не то, что происходило на самом деле. Однако ИА «Высота 102» все три года пристально следило за работой мэра, и потому считает целесообразным напомнить волгоградцам об основных провальных делах Романа Георгиевича.

Во-первых, вспомним, как выстраивал экс-мэр кадровую политику. Многие ключевые посты в мэрии сразу после инаугурации Гребенникова заняли его приятели - бывшие помощники по областной думе. Вице-мэрами, курирующими социальную сферу, образование и здравоохранение, стали Александр Калинин и Сергей Бирюков. Эти товарищи, до того как стать высокопоставленными чиновниками, занимались по большей части выборами и пиаром своего босса. Отметим все же, что Бирюков имел диплом об окончании мединститута, однако по профессии не работал. Вскоре стало очевидно, что непрофессионализм и непродуманные решения команды экс-мэра ведут город к серьезным проблемам.    

А теперь о ЖКХ. Роману Гребенникову принадлежит авторство проекта «МУПизации» коммунальной сферы города. К такому решению мэр пришел после провальной попытки сдачи объектов ЖКХ в аренду крупным коммерческим структурам. Напомним, в феврале 2008 года прошел широко разрекламированный администрацией города открытый конкурс на права долгосрочной аренды имущества коммунальной инфраструктуры, который выиграла компания «КТВ».
Итог – грандиозный долгоиграющий скандал.
Город так и не получил обещанные инвестиции и возможность работать с легитимным оператором в сфере ЖКХ.
Более того, итоги конкурса были отменены. В марте 2009 года Высший арбитражный суд России принял решение об отмене конкурса на аренду волгоградской коммуналки. В соответствии с законом победившая в конкурсе компания должна была быть отстранена от эксплуатации коммунальных сетей города. Эксперты заговорили об упущенной мэром Гребенниковым выгоде и об организационно правовом тупике в волгоградской коммуналке.
К тому же у действующего оператора накопились миллиардные долги перед энергетиками региона, поскольку городское руководство не смогло проконтролировать компанию, которой доверено стратегически важное направление развития города. Спасти ситуацию решил тогда Роман Гребенников, может новая концепция работы системы ЖКХ, которая нашла свое воплощение в создании МУПов.  
Пока неумелый хозяйственник ставил свои эксперименты над городом, жители страдали от коммунальных аварий. В сентябре 2007 года в результате крупного порыва на системе водопровода в трех районах города Волгограда была прекращена подача воды. Зимой 2009 года в связи с авариями в Центральном и Кировском районах стали говорить о 70% износе городских тепловых сетей. В Центральном районе тогда без тепла осталось 255 объектов, включая 223 жилых дома, а в Кировском 64 жилых дома и 6 социальных объектов.  

Наблюдатели почти единодушно сошлись во мнении, что «МУПизация» окончательно добьет и без того находящиеся в степени крайней изношенности волгоградские коммунальные коммуникации. Сегодня Волгоград пожинает плоды деятельности экс-мэра в сфере ЖКХ. Как и говорили эксперты, МУПы оказались не в состоянии грамотно управлять переданным им на баланс имуществом. Инвестиционные программы предприятий направлены в первую очередь на латание дыр в трубах, но никак не на комплексную модернизацию инфраструктуры. Сегодня по-прежнему долги МУПов исчисляются сотнями миллионов, а нынешняя мэрия заговорила о необходимости акционировать коммунальные предприятия. Недальновидность, несистемность действий градоначальника обеспечила Волгограду многолетний застой в сфере ЖКХ. Процент износа сетей с ранее озвученных 70% не уменьшился, а напротив, возрос. Даже страшно предположить, какую новую схему работы «коммуналки» предложит Роман Георгиевич в случае возвращения к власти.  

Не менее «увлекательной» оказалась деятельность Гребенникова в области муниципального заказа. Команда мэра быстро сообразила, что эта сфера - настоящий «Клондайк», на котором можно без труда обогатиться. Особенно выгоден муниципальный заказ в сфере земельных отношений. Гребеннников и его замы наладили систему распределения участков без торгов (с чем долго в судах боролась прокуратура), в частности, чиновникам. По-свойски распределялись лучшие земли со всеми необходимыми коммуникациями. В «голые» участки для их подготовки на продажу администрация бюджетные деньги вкладывать не любила. В результате бизнес практически не имел возможности начинать строительство объектов. За хаос в земельных отношениях Роману Гребенникову пришлось ответить лично перед Владимиром Путиным, который проводил совещание в Волгограде 15 июля 2010 года.  
Путин жестко отчитал тогда Гребенникова и поручил Генпрокуратуре проведение проверки в городе-герое. Проверкой было выявлено множество нарушений администрацией города земельного законодательства, установлены многочисленные факты сокрытия муниципальными служащими сведений об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.
Помимо земельной сферы, муниципальный заказ приносил чиновникам доход в других сферах. Мэр Волгограда издал несколько распоряжений, которые помогли направить денежные средства муниципального заказа строго через профильный комитет администрации. В результате все подведомственные мэрии учреждения утратили право проводить самостоятельно конкурсы и аукционы на закупку необходимых товаров. В первую очередь последствия нововведения на себе ощутили больницы, которые из-за централизации заказов, которые теперь стал проводить только Комитет муниципального заказа, выстроились в очереди за медикаментами и шприцами. К примеру, по данным администрации Волгограда, освоение бюджетных средств города, предусмотренных на здравоохранение, к концу июня 2008 года после объявленных нововведений составило всего 17%.  

Также администрация наладила контакт с определенными фирмами, которые всегда выигрывали самые денежные конкурсные процедуры, такие как организация питания в образовательных учреждениях. В 2010 году дело дошло и до больниц. Вице-мэр Сергей Бирюков объявил главврачам больниц, что с целью освобождения их от выполнения «непрофильных функций» пищеблоки учреждений нужно передать в аренду коммерсантам. Они-то и займутся обеспечением больных питанием. Многие МУЗы взбунтовались, поскольку было очевидно, что так называемый аутсорсинг приведет к увеличению затрат на питание. А значит больницам придется ужаться в других тратах: например, закупке лекарств. Одним из тех, кто открыто заявил о вредности навязываемой схемы питания оказался главврач БСМП №25 Анатолий Егин. По его расчетам, аутсорсинг должен был привести к удорожанию питания в 2,5 раза! Поскольку переход на новую систему по закону – дело самих учреждений, то выполнили веление мэрии не все больницы, только самые крупные. В их числе та самая 25-ая больница, из которой Егина уволили, 7-ая и другие. По словам руководителей этих учреждений сводить концы с концами им удается только за счет того, что увеличилось финансирование больниц по целевым программам и на денежные средства ТФОМС, бюджет которого несколько возрос. Зачем это нужно было администрации? Может быть для того, чтобы питанием в больницах занялись свои, проверенные фирмы? К слову, эта система действует по сей день. Больницы питанием обеспечивают все те же конторы. Возможно, даже после отставки мэр Гребенников и его соратники не остались в проигрыше.
Запомнился своей работой мэр Гребенников и сотрудникам образовательных учреждений. Руководителем комитета по образованию он поставил бывшего директора ПТУ Александра Финагина, от которого буквально зарыдали руководители школ и детсадов. Без ведома руководства ведомства директора учреждений также как и больницы не могли осуществить ни одну дорогостоящую закупку. Для того чтобы система муниципального заказа не давала сбои, в сфере образования началась тотальная смена кадров: руководителей территориальных управлений комитета, руководителей школ и детсадов. На их места ставились только те люди, которые были готовы выполнят любую команду руководства. Об уволенных без основания педагогах – по любимой Финагиным 278-ой статье ТК РФ без объяснения причин – информагентство писало неоднократно.

Следующее начинание администрации в области образования ознаменовалось не меньшим «успехом». В марте 2009 года в Волгограде был изменен порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Отныне для постановки детей на очередь, а также для получения места в детском саду родители должны были обращаться не к заведующим ДОУ, а в территориальные комиссии по комплектованию, которые начали работать в каждом районе города. «Оптимизация» процесса быстро дала результаты: родителям пришлось буквально ночевать у дверей «районо» для того, чтобы записать своих малышей в детские сады. Самих учреждений катастрофически не хватало. Проблему 30-тысячной очереди в детсады Роман Гребенников активно решал на словах, в газетных интервью, где угодно – только не на деле. При мэре Романе Гребенникове ситуация с детсадами не улучшилась нисколько. Нетрудно ответить на вопрос: обрадуются ли молодые мамы возвращению экс-мэра в администрацию? Хотя бить тревогу мамочкам можно уже сегодня: в мэрию недавно вернулся тот самый Александр Финагин, который после отставки мэра срочно ушел в декретный отпуск!  

Все годы нахождения у власти Роман Гребенников ничуть не комплексовал из-за своих управленческих проколов и жил на широкую ногу. По примерным данным комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации региона, за 2010 год сверхнормативные бюджетные траты мэрии на себя составили порядка 500 млн рублей. В общей сложности за три года набегает целых два млрд рублей перерасходованных казенных денег. На эти цели можно было построить полтора десятка детских садов и устроить туда свыше тысячи малышей. Но Роман Гребенников был увлечен другой работой: самопиаром, обеспечением чиновников земельными участками, сомнительными схемами трат денег из бюджета, и, пожалуй, еще информационной войной с обладминистрацией. Примечательно, что у Романа Гребенникова, мягко говоря, не сложились отношения ни с губернатором Максютой, ни с его последователем Бровко. В этот список стоит еще включить региональное отделение «Единой России», из которой его с позором выгнали незадолго до отставки. Мэр Гребенников всегда пребывал в убеждении, что область ему должна – сколько бы трансфертов мэрия ни получила. Оно и понятно: Роман Георгиевич не умел самостоятельно привлекать в муниципальный бюджет средства, поэтому ему больше ничего не оставалось, как жаловаться на исполнительную власть региона. Глава администрации Волгограда слишком увлекся огульными обвинениями и шантажом в адрес региональной администрации, забыв при этом о своей непосредственной работе. Гребенников не вылезал из телевизора: муниципальное телевидение и «Городские вести» пели ему круглосуточные оды, чем он и упивался. Поэтому его отставка рано или поздно должна была произойти. А с чьей руки она случилась: плохого ли, хорошего губернатора в данном случае не имеет ровным счетом никакого значения.  
Однако громкое увольнение не заставило Гребенникоа задуматься о своих ошибках, трезво проанализировать свою работу, извлечь уроки из допущенных ошибок. Доказательством тому служат многочисленные интервью с экс-мэром в дружественных ему СМИ, в которых он с упоением вспоминает о своем успешном мэрстве. Мы не можем утверждать, что эти информационные ресурсы существуют за счет личных средств Романа Георгиевича – официально он не имеет к ним никакого отношения. Возможно, регулярные выпуски газет с фото Гребенникова на первой, второй, третьей и последующих полосах объясняются глубоким искренним уважением учредителей газеты к бывшему градоначальнику. Важно другое: экс-мэр не собирался уходить в тень, он «из окопа» продолжал войну с областью и нагло врал горожанам о своих заслугах. Примечательно, что весь год после отставки Гребенников был безработным, но кажется, ничуть не пострадал от этого в финансовом плане. Дорогие авто, отдых за границей, занятия спортом в лучших фитнес-клубах, регулярные «программные статьи» в газетах с 300 тысячными тиражами… Видимо, за три года нахождения в кресле мэра Гребенников успел отложить на «черный день» серьезную сумму денег и позволить себе и без работы безбедно существовать. Но не только пополнение собственного счета побудило Романа Гребенникова пытаться вернуться в политику. Он безнадежно болен властью, стремлением быть первым… в своем воображении и в ярких телесюжетах. Во многом провальная работа на посту мэра была обусловлена его неумением общаться с людьми, договариваться, держать слово…  
Бизнес-сообщество Волгоградской области за три года так и не смогло найти с ним точек соприкосновения. Сегодняшний союз Романа Гребенникова с губернатором Боженовым, как уверяют политологи, вряд ли будет долговечен. Как только Роман Георгиевич добьется своей цели – станет мэром Волгограда - дружба с областью вмиг может закончиться. Не в правилах Гребенникова с кем-то считаться, советоваться и уж тем более зависеть от кого-то, даже от губернатора, вернувшего его во власть.








© 2006-2023 Информационное агентство "ВЫСОТА 102"