Газета "Известия", 16 марта 2011 года.
В Волгоградской области завершились выборы в органы местного самоуправления, которые прошли в девяти районах региона. Политики, общественность по-разному оценивают их итоги. Руководство «Единой России» полагает, что результаты голосования свиде-тельствуют о высоком доверии избирателей к партии власти. Оппоненты, ссылаясь на низкую явку избирателей, утверждают, это не что иное, как протест населения против политики, проводимой единороссами в регионе.
Как же прошел единый день голосования в Волгоградской области? Самые значительные выборы 13 марта прошли в Котовском районе, где жители избирали главу муниципального образования, и в Котельниково, где формировался новый состав городского совета. В остальных районах замещались один-два мандата в районных, городских и сельских думах, а также избирались главы поселений. Из оспариваемых 26 мандатов 19 (73%) по-лучили единороссы, четыре мандата достались самовыдвиженцам и еще три (12%) – коммунистам. Казалось бы, победа партии власти – налицо. Однако все ли так безоблачно?
К примеру, крайне низкая явка избирателей… Она стала отличительной чертой прошед-ших выборов. В голосовании приняли участие в среднем 27 процентов от общего числа избирателей, а в Котельниковском районе на некоторых избирательных участках этот по-казатель составил 14-17 процентов! Между тем, глава облизбиркома Геннадий Шайхул-лин заявил, что «для местных выборов это вполне ожидаемая цифра. На выборах регионального или федерального уровня явка, как правило, выше – от 49% до 60%». Если 27 % цифра для местных выборов ожидаемая, то, как объяснить то обстоятельство, что в октяб-ре 2009 года на выборы главы Котельниковского муниципального района пришло более 40% избирателей, а в Котовском -- около 50? Что касается региональных выборов, то уровень явки на выборах депутатов областной думы, прошедших в регионе 1 марта 2009 года, не дотянул даже до озвученного главой облизбиркома низшего порога и составил всего 42 процента.
Теперь о жалобах на нарушения во время выборов, которых не было и отсутствие коих так порадовало облизбирком. Как нам заявил представитель одной из оппозиционных партий, жалоб этих не могло быть. Его партия даже не посылала своих наблюдателей на избирательные участки: «зачем в очередной раз фиксировать беспредел, если на наши за-явления до этого никто не реагировал». Так, например, в Котовском районе на участках дежурили лишь представители КПРФ. Кроме того, какие могли быть жалобы, если мало-мальски оппозиционно настроенные кандидаты были отстранены от участия в выборах, несмотря на горы заявлений с их стороны на незаконные, по их мнению, действия оппо-нентов. Так было, например, в Котовском районе.
Вообще, то, что происходило в Котово, по мнению наблюдателей, может окончательно скомпрометировать партию власти в глазах избирателей, которые еще сохранили желание пользоваться своим избирательным правом. Напомним, сначала о своем желании участвовать в выборах главы района изъявили пять человек: глава Котово Александр Яковенко, кандидатуру которого поддержала «Единая Россия», Юрий Дьяков, редактор местной газеты «Лик-Курьер» и депутат районной думы, Иван Воронин, безработный, Валерий Соломеннов, финансовый директор ООО «Лик», и Анатолий Дьяков, сторож ОАО «СГ-Транс», оказавшийся, наверное, по случайности, однофамильцем одного из кандидатов. Однако затем ТИК отменил регистрацию Валерия Соломеннова, придравшись, по мнению Соломеннова, к данным его регистрации. Через некоторое время ТИК обратилась в районный суд с иском, в котором потребовал отменить регистрацию Юрия Дьякова на основании того, что Юрий Александрович использовал свое служебное положение (!), что выразилось в том числе в новогоднем поздравлении, адресованном читателям его газеты. Одновременно с этим другой кандидат, единоросс Александр Яковенко, не сходил со страниц районной газеты: поздравляя, награждая, отчитываясь о своей деятельности, фотографируясь. Однако суд не увидел в этом ничего противозаконного. Закрыли глаза слу-жители фемиды и на тот факт, что заехавший во время предвыборной кампании в Котово губернатор Анатолий Бровко назвал Яковенко «нашим кандидатом» и пообещал ему вся-ческую поддержку. Ну а Юрий Дьяков поплатился за новогоднее поздравление отстранением от участия в выборах.
После того, как с предвыборной дистанции сошел один из самых реальных соперников тогдашнего главы Котово, оппозиционные политические партии, общественные организации района обратились с совместным заявлением, в котором осудили действия ТИК, выразив недоверие ее главе, и признали будущие итоги нелегитимными. Тем временем за два дня до дня голосования местный житель Султан Загидуллин объявил о начале голо-довки в знак протеста против нарушения прав человека, в том числе и против хода избирательной кампании, которую правозащитник считал незаконной. Через час после начала голодовки в местном РОВД Загидуллину объяснили, что он нарушает административный кодекс, а аргументы голодающего о том, что право на эту акцию ему дают несколько статей конституции, оставили без комментариев.
Так что никаких неожиданностей день голосования в Котовском районе не принес. В выборах приняли участие всего семь тысяч человек, это при том, что общее количество из-бирателей района составляет почти 28 тысяч человек. Из семи тысяч проголосовавших единоросса Александра Яковенко предпочли всего пять с половиной тысяч человек. Причем семьсот бюллетеней оказались испорченными из-за выведенных на них неприличных слов. Кто-то из избирателей фломастерами вписывал фамилию снятого с выборов Юрия Дьякова и ставил напротив нее галочку. Такую вот «головокружительную» победу в борьбе с безработным и сторожем одержал кандидат от партии власти.
Однако в день голосования котовчан возмутил еще более вопиющий факт. Пришедшие на выборы люди увидели омоновцев с собаками, которые дежурили на участках. На сле-дующий день глава облизбиркома Геннадий Шайхуллин объяснит повышенные меры безопасности так: «Накануне выборов областной суд вынес решение в пользу Котовской ТИК, которая отстранила кандидата Юрия Дьякова от участия в выборах. Он активно выражал свою позицию, подавал жалобы, в том числе в ЦИК. По этой причине, а также, возможно, обладая информацией о возможных акциях протеста в день выборов, правоох-ранительные органы приняли решение усилить меры безопасности. Однако никаких экс-цессов не случилось». Как понимать данное разъяснение? Неужели к таким мерам власть будет прибегать всякий раз, когда граждане вознамерятся защищать свои права и свободы законным способом? Неужели теперь все выборы в Волгоградской области будут прохо-дить под дулами автоматов?
Сам Юрий Дьяков проигравшим себя не считает. Наоборот, он уверен, что от всего того, что происходило и перед выборами, и на самих выборах в Котовском районе, потеряет прежде всего сама власть.
-- Я думал о том, правильно ли поступил, когда принял решение баллотироваться на пост главы, -- заявил Юрий Александрович. – И считаю, что ошибки в этом не было. Я предложил своим землякам альтернативный путь развития района, направленный на консолидацию котовского общества, на восстановление экономики и социальной сферы. Предложение вместе с оппозиционными политическими партиями, общественными организациями поддержали тысячи котовчан. Это, по всей видимости, очень напугало наших оппонентов. Главной опорой кандидатов, которых не поддерживала «Единая Россия», в этой избирательной кампании был закон, поэтому, как это ни парадоксально, мы и проиграли.
-- Невозможность принять участие в честных выборах обидело многих людей, отсюда и низкая явка, и сотни испорченных бюллетеней, -- продолжает депутат. – И плоды этой народной обиды придется в первую очередь пожинать «Единой России»…
|