Не пастырь, но торгаш

Расследования 29.06.2007 15:15
11133 0
29.06.2007 15:15

Как тульский поп в Волгограде пряником прикинулся. Расследование «Областных вестей»» и ИА «Высота 102». Беглый тульский священник – секретарь митрополита Германа отец Вячеслав Жебелев – ради наживы может подвести «под монастырь» своего покровителя.

Более чем два года имя о. Вячеслава Жебелева не сходит со страниц волгоградской прессы. К глубочайшему сожалению, нам в очередной раз, приходится писать совсем не о пастырских подвигах, а о мракобесии, чинимом приличным с виду (борода и крест на месте) отцом Вячеславом. Печальную и не очень красивую историю, в которую по воле Жебелева оказались вовлечены Администрация города, Волгоградская Епархия, а так же областные и городские правоохранительные органы, наверняка знают волгоградцы.
Историю о том, как несколько лет назад появившийся в Волгограде бывший тульский батюшка сумел зарекомендовать себя «передовиком капиталистического труда» и решил не ограничиваясь церковными требами – отпеваниями да венчаниями, копнуть глубже – завести собственное кладбище.
Во имя отца и сыновей
Для начала в темпе вальса были зарегистрированы две похоронные конторы – ООО «Православные ритуальные услуги» и ООО «Православная ритуальная служба». Высота 102.0Причем, оформлены обе фирмы не на самого священника, а на его весьма юных сыновей – Лаврентия и Ивана Жебелевых. Мальчики папе не перечат – они многим ему обязаны. Стоит напомнить, как одного из них исключили, сначала из Первой Тульской православной гимназии, а затем отчислили из Московской семинарии: не то за плохую успеваемость, не то за регулярные прогулы. Впрочем, это детали.Высота 102.0
Итак, конторы, которые под прикрытием церкви должны были одурачивать ничего не подозревающих горожан, были зарегистрированы. Осталось где-то найти кусок земли под кладбище. Выделение земли под это скорбное предприятие – процесс долгий. Причем настолько, что зачастую даже главы городов , испытывающих нехватку мест погребения не сразу это могут сделать.
Почему?
Во-первых, кладбище – это дорогостоящий градостроительный комплекс и для его открытия требуются все составляющие – коммуникации, свет, дороги, транспорт…
А во-вторых, земля под кладбища на многие десятилетия выводится из оборота. Именно для того, чтобы кладбище осталось кладбищем на века, эту землю уже нельзя продать, застроить или засадить овощами.
Поэтому процесс землеотвода под кладбища очень сложный и долгосрочный. Понятно, что в России, где кладбища по принадлежности исключительно государственные и муниципальные, ни о каких частных кладбищах речи быть не может.
Отец Вячеслав решил, что ему закон не писан. Его «блестящая» коммерческая мысль оказалась до смешного простой – взять землю просто в аренду. Неважно, что арендованную землю нужно вернуть в том же виде, в котором она взята. Неважно, куда девать могилки после того, как срок аренды земли истечет. Главное – наконец-то начать зарабатывать.
Идея батюшки почему-то настолько пришлась по вкусу чиновникам Светлоярской и Городищенской администраций, что они, не глядя, подмахнули  договоры аренды земельных участков. Не утруждая себя изучением земельного Кодекса, сдали огромные пустыри в аренду батюшке. За смешную, кстати, плату - 0,0015 рублей за квадратный метр. То есть 30 рублей в год за 30 гектар!
Еще один немаловажный момент: о. Вячеслав называет арендованные им участки земли православными и вероисповедальными кладбищами. Но в России, которая по определению является православной, практически на всех кладбищах, кроме кладбищ других конфессий, стоит православная часовня или церковь. И право на обряд погребения по церковному канону: заключается в молитвословии за душу усопшего, а не в продаже гробов и венков, осуществляется на них ежедневно священниками РПЦ.
Но куда выгодней от имени церкви не только возносить молитвы, но и продавать товары и услуги, к церкви не имеющие никакого отношения. Венки, гробы, транспорт, откоп могил… Причем, если проводить эти услуги по квитанциям какого-нибудь церковного прихода, то и от уплаты налогов в государственную казну можно легко отойти.
Поняв это, батюшка Вячеслав, балансируя между церковными и светскими законами, смог с головой окунуться в свою любимую стихию – коммерцию. Еще служа в Тульской епархии, по странному стечению обстоятельств, чаше всего оказывался настоятелем именно кладбищенских храмов. Однако местное духовенство и власти строго следили, чтобы батюшка ради собственной наживы не превращал место скорби в контору по сравнительно честному отъему денег у населения.  Поэтому, видимо, батюшка Вячеслав и матушка Татьяна «перебивались с хлеба на воду», воспитывали троих детей лишь на скромную зарплату священника, да на то, что люди подадут. А люди, обычно, «подавали» прилично.
Причем, в строго определенных местах – в двух иконных лавках, которые чета Жебелевых открыла в центральных универмагах города Тулы. О тех «тяжелых» временах вспомнил наш собеседник, с которым мы встретились во время командировки в Тулу:
- Жебелев какое-то время служил настоятелем в тульском храме Спас на горе…
- Да, вы правы. Рядом  церковью есть трапезная… Помню, гуляли мы там на широкую ногу.. Такой стол! Когда? Да когда Жебелев настоятелем был как раз…
- А потом, кажется, за церковью долгов на сто тысяч оказалось?
- (мечтательно) Икра на столах была…
О том, какой Жебелевы вели «аскетический» образ жизни помнят и его бывшие соседи:
- Насколько Жебелевы хорошо жили? Лучше других людей благосостояние?
- Да что вы? Конечно! Разве священники плохо живут? Ведь у них били две церковные лавки!
Впрочем, вернемся в наши дни. И на наши кладбища. Точнее на одно из них – обустроенное «чем Бог послал» на пустыре за Красноармейским погостом. Выжженная поляна под чутким руководством отца Жебелева наполнилась «благодатью» и готова была принять усопших. Только вот беда! Катафалка у батюшки не было, да и волгоградцы не спешили покупать участки на пустыре, до которого ни одна маршрутка не ходит. «Вот неразумные!» - скорее всего, подумал отец Вячеслав и, помня, что порой ложь бывает во благо, решил рекламировать свой погост не совсем честными способами. Его помощники «не покладая ног», расхаживали около городских моргов, и, заместив убитых горем родственников, предлагали спасти души недавно преставившихся близких от адских мук – то есть похоронить на православном кладбище и по православному обряду.
Люди, не подозревая подвоха, соглашались. И лишь когда в день похорон к их дому вместо катафалка подъезжала обычная маршрутка, начинали беспокоиться. И, не напрасно. Православное, с позволения сказать, кладбище, куда свозили покойных, оказывалось пустырем на отшибе. Ни воды, ни песка, ни даже тропинок. Но куда деваться? Не переносить же похороны! Утешая себя надеждой на то, что усопшие все-таки окажутся в раю ( не зря же жебелевской конторе уплачено!) скорбящая родня не без удивления наблюдала, как не успевшие похмелиться могильщики опускали гроб в неглубокую могилу ( явно не соответствующую СанПиНам).
Неудивительно, что после пары-тройки таких похорон авторитет отца Вячеслава среди местного населения стал катастрофически таять.
«Вот неразумные!» - серчал Жебелев. И дал своим помощникам новые ЦУ: предлагать людям похороны не на православном кладбище, а на якобы открывшемся новом участке Красноармейского. Известный выдумщик Вячеслав попал в десятку – так пустырь пополнился еще сотней свежих могил.
Обманутые горожане пытались, было, найти правду в суде – доказывали, что батюшка обманом заманил их на свой «благословенный» погост. И просили за счет священника перезахоронить родственников на обычном муниципальном кладбище. Суды, как правило, жалобу удовлетворяли. Но батюшка, уповая на суд Божий, лишь коллекционировал судебные вердикты, не торопясь их исполнять. И никого не перезахоранивал…Высота 102.0
Со временем о бесчинствах ООО «Православные ритуальные услуги» прознали в прокуратурах Светлоярского района и города Волгограда. Прокуроры обнаружили в деятельности батюшкиной конторы многочисленные нарушения. А православное кладбище, ввиду незаконности его существования – постановили закрыть. Не тут-то было! В лучших традициях революционных деятелей Жебелев и матушка Татьяна подняли на защиту своих финансовых интересов ничего не подозревающих прихожан. «Над нами витает Диавол, не позволим отнять у нас православное кладбище!» - не с броневика, правда, но так же убедительно вещал Жебелев перед толпой. И толпа его поддержала.
Рассказывать об этом можно долго. Итог один – кладбище до сих пор не введено в эксплуатацию и что с ним теперь делать, не знает ни один чиновник, ни прокурор. Ведь формально жебелвские конторы не в состоянии перезахоронить всех усопших – уставной капитал ООО равен десяти тысячам рублей. Для сравнения, стоимость одной процедуры эксгумации – минимум в два-три раза выше.
Пока суды и прокуратура пытаются найти управу на зарвавшегося батюшку, мы попытались ответить на совсем другие вопросы: кто собственно, этот Вячеслав Жебелев? И почему он не устраивал епархиальные кладбища у себя на родине, в Тульской области, где служил раньше – до 1996 года?  В поисках истины мы отправились в один из красивейших городов России. В Тулу.
 
Продолжение следует.

 

В ряде случаев имена героев публикации скрыты по этическим и юридическим причинам. Все интервью, использованные в материале, реальны. Оригиналы записей, имена собеседников имеются в редакции «Областных вестей». Имена и координаты источников мы можем раскрыть только в установленном законом порядке. 

 

   

Поделиться
Популярное по теме
20.10.2019 07:53
0
19.10.2019 21:57
0
18.10.2019 16:51
0
18.10.2019 15:58
0
18.10.2019 14:48
0
18.10.2019 13:46
Расследования 18.10.2019 13:46
0
18.10.2019 11:07
Расследования 18.10.2019 11:07
0
18.10.2019 10:41
0
17.10.2019 16:51
0
17.10.2019 10:30
0
16.10.2019 09:11
Расследования 16.10.2019 09:11
16659 11 Обсудить
0
15.10.2019 16:50
Расследования 15.10.2019 16:50
0
15.10.2019 09:56
0
14.10.2019 13:03
Расследования 14.10.2019 13:03
0
14.10.2019 09:41
0
Реклама