«Царицынская опера» готовит грандиозную премьеру «Норма» Беллини с кельтской мистикой

Общество 14.11.2025 14:23 Реклама
0
14.11.2025 14:23 Реклама


В «Царицынской опере» полным ходом идут репетиции премьерного спектакля «Норма» (12+) Винченцо Беллини. История любви, долга и предательства является величайшим шедевром бельканто. Премьера состоится уже 21 и 22 ноября. В качестве режиссера-постановщика выступит Татьяна Ниценко, авторство сценографии принадлежит Георгию Матевосяну, костюмов – Елене Павловской, хореографии – Александру Звереву. Дирижер-постановщик – Екатерина Васильева.
Идея постановки спектакля Винченцо Беллини принадлежит заслуженному работнику культуры Волгоградской области, заслуженной артистке России Анне Девяткиной. На этот раз ее героиня – обладатель сложного психологически героического образа, вобравшего в себя множество характеристик других персонажей. Винченцо Беллини создал шедевр, проверяющий исполнителей на профессиональную и артистическую прочность. 
– Первоначально не отдавала себе отчет с каким объемом работы придется столкнуться мне и моим коллегам, – поделилась Анна Девяткина. – Произведения такой вокальной сложности, как «Норма», у нас в театре ещё не было.
Жрица Норма предстанет перед публикой как многогранный и противоречивый образ. В начале оперы она молится о мире в знаменитой арии «Casta diva», но, узнав об измене своего возлюбленного и врага ее народа, римлянина Поллиона, приходит к мстительному призыву к войне. 
– Моя героиня – женщина очень сильного характера, поставленная в жёсткие условия своей судьбы. Нежнейшее создание удивительной тонкости, закованная в мощный панцирь власти, авторитета в социуме, – рассказывает Анна Девяткина. – В течение десяти лет Норма вела двойную жизнь, любила не просто мужчину (а у весталок обет безбрачия), любила полководца вражеского стана, от которого у неё было двое детей. Представляете, в каком нервном напряжении она находилась? К концу оперы она идёт на костёр и обретает свою начальную стадию. Она уходит как дочь своего отца, сбросив с себя всю тяжелую ношу. Это пути от жрицы к дочери. Своей жизнью она оплатила свои грехи и жизнь своих детей. Зашкаливающая концентрация эмоций, требующая большого жизненного опыта…

Режиссер-постановщик спектакля Татьяна Ниценко видит в «Норме» глубокий конфликт между личными чувствами и социальными требованиями.
– «Норма» – это история о запретной любви и треугольнике, в котором оказываются несчастны все, – отмечает режиссёр. – Я стремлюсь донести до зрителя всю полноту переживаний героини, ее внутренние противоречия и невероятную силу духа. Чтобы зритель мог по-настоящему проникнуться Нормой до ее выхода на сцену, мы решили визуализировать ее историю с самого рождения видеорядом во время увертюры. Это позволит аудитории обрести эмоциональную связь с персонажем, постичь его суть и ощутить всю мощь конфликта, разворачивающегося на фоне вечных тем: любви, ревности, предательства и долга, готовности к самопожертвованию. 
– Музыкальная драматургия «Нормы» выстроена с поразительной логикой и глубиной, – рассказывает дирижёр- постановщик Екатерина Васильева. – Беллини виртуозно использует оркестровую палитру, чтобы создать яркие, контрастные характеристики образов и передать эмоции героев. Опера ставит перед исполнителями невероятные вокальные задачи: это и широчайшие диапазоны голосов, и сложнейшие кантилены, требующие виртуозного владения техникой бельканто, и обилие тончайших дуэтов, трио, квартетов, где каждая вокальная линия переплетается, создавая потрясающую звуковую ткань.
Особую роль играет хор, который здесь не просто фон, а полноценный, равноправный участник драматического действия, вступающий в глубокий диалог с солистами и несущий значительную часть музыкального и смыслового текста.
Уже в увертюре «Нормы» ясно слышны две основные музыкальные темы, два антагонистических начала, которые будут определять весь ход оперы. С одной стороны – сильная, воинственная, решительная тема Поллиона, с другой – контрастирующая с ней, более мягкая, но глубокая и полная внутренних противоречий тема Нормы. Эти музыкальные контрасты, противостояния, перипетии судеб, все переплетения страстей и долга сливаются в потрясающую гармонию, чтобы в финале привести нас к катарсису – очищению души через красоту, трагедию и любовь…
Особенностью постановки станут мистические символы и мифологические персонажи, которые обогатят классическую оперу кельтскими мотивами. На сцену выйдет проводник в мир мертвых – «тёмный лорд» Донн, кельтский бог подземелья, со своей свитой, а также появится кельтское колесо – друидский символ круговорота жизни. 
Спектакль будет состоять из пяти картин, каждая из которых обозначает оборот этого колеса, показывая жизнь Нормы от расцвета до трагического конца. Атмосферу Галлии в эпоху ее завоевания римлянами подчеркнут элементы декорации: жертвенный камень, руны, маски, шкуры животных и факелы.
– Спектакль собирается очень красивый, – поделился художник-постановщик Георгий Матевосян. – Пространство сцены будет меняться, то приближая зрителей, то отдаляя от происходящего. Этому способствуют три плоскости - разновысокие подиумы, свет, который позволит добавлять объём, высвечивать акценты, перспективу. Колорит общего пространства ближе к каменной пещере и стилистика атмосферная.
Костюмы, разработанные Еленой Павловской, усилят мистическую и культурную привязку к кельтскому миру. В постановке есть ненаписанные балетные персонажи – владыка подземелья и его свита, которые на протяжения всего спектакля играют особую роль. Они символизируют некую высшую неотвратимую силу, напоминая о вечных циклах жизни, смерти и возрождении, которые в полной мере отражают историю Нормы. 

– В спектакле много мистического, стилизованного под кельтскую культуру и быт, – рассказала художник по костюмам. – Кельты, друиды приближены к природе, поэтому в костюмах появляются атрибуты растительного и животного мира. Основные цветовые гаммы будут природных оттенков – гамма осенних листьев, кроны деревьев, земли и камней… 
Им противостоят римляне – завоеватели, которые не понимают философию кельтского народа, их облик подчёркивает другая визуальная история. В постановке будет два ярких «пятна» – жемчужное и красное. Костюмы главной героини подчёркнут её связь с природой, её корни, в последствие станут отражением её последней отчаянной решимости, поэтому финал окраситься цветом огня.
Волгоградским зрителям предстоит незабываемое погружение в мир великой оперы, наполненной не только бельканто, но и глубокой мистикой древних кельтских преданий. 
Фото предоставлены пресс-службой театра.
Реклама. ГБУК Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» ИНН 3442071412, erid: F7NfYUJCUneTTU5b5r6m

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
14.11.2025 16:13 Реклама
Общество 14.11.2025 16:13 Реклама
0
14.11.2025 16:02
0
14.11.2025 15:09
0
14.11.2025 15:00
0
14.11.2025 14:48
0
14.11.2025 14:23 Реклама
Общество 14.11.2025 14:23 Реклама
0
14.11.2025 14:10 Реклама
Общество 14.11.2025 14:10 Реклама
0
14.11.2025 12:33
0
14.11.2025 12:22
0
14.11.2025 11:54
0
14.11.2025 11:48
0
14.11.2025 11:44
0
14.11.2025 11:32
0
14.11.2025 11:01 Реклама
Общество 14.11.2025 11:01 Реклама
0
14.11.2025 10:35
0