Федеральный бюджет сформирован с учетом бюджетных правил, позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы. При этом допускается возможность направления средств Резервного фонда в объеме до 500 млрд рублей на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов и госзаимствований. Поскольку дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 2015-2017 годах планируется использовать на замещение гособлигаций, рост объема Резервного фонда в этот период будет обеспечиваться только за счет поступлений от курсовой разницы.
Подчеркну, что в целом доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт превышает 58% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы. Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики и т.д.
Иными словами, социальные гарантии получат финансовую основу. Так, в 2015 году на реализацию приоритетных национальных проектов выделяется 139,3 млрд рублей, госпрограмм - 12,3 трлн рублей, федеральных целевых программ - 1,1 трлн рублей, на инновационное развитие и модернизацию экономики - 2,3 трлн рублей. В федеральном бюджете зарезервировано 60 млрд рублей, которые по решениям правительства РФ могут направляться на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан и оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств.
В программе госгарантий предусмотрено 30 млрд рублей для обеспечения кредитов, выданных в рамках проектного финансирования. Региональным бюджетам могут предоставляться бюджетные кредиты на общую сумму до 150 млрд рублей, что на 70 млрд рублей больше, чем в текущем году. Подводя итог, еще раз обращаю внимание на то, что все существующие социальные обязательства государства после принятия бюджета становятся финансово-обеспеченными, причем обеспеченными не только на 2015 год, а на всю трехлетку.
- Дело в том, что внутри самого бюджета есть большие резервы. Фракция «Единая Россия» совместно со Счетной палатой изучила каждую государственную программу. Проблема в том, что средства по ряду госпрограмм не всегда реализуются. Они накапливаются, а к концу года министерства и ведомства начинают их тратить любой ценой. Именно поэтому «Единая Россия» совместно с правительством провела серьезную работу, чтобы не допустить повторения подобной ситуации. Неосвоенные деньги министерствам и ведомствам запретили тратить. Мы дали возможность правительству из этих неизрасходованных средств сформировать «антикризисный фонд», чтобы финансировать те главные направления уже сегодня.
- Какие это направления, о чем идет речь?
- Прежде всего, поддержка села. Уже в 2014 году она составит 25 млрд рублей. И, соответственно, крестьяне смогут погасить свою задолженность и вступить в новый год уже в другой финансовой ситуации для каждого хозяйства. Теперь возьмем такую сферу, как промышленность. В «Фонд развития промышленности» направлено 20 млрд рублей. На государственную поддержку отдельных отраслей, среди которых лёгкая и текстильная промышленность, транспорт, сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, лесоперерабатывающие предприятия, а также поддержку экспортеров промышленной продукции выделено более 15 млрд рублей. Особо следует отметить выделение дополнительно ежегодно более 1 миллиарда рублей на развитие рыбного хозяйства. Нашли средства также на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов, ремонты музеев, транспортную инфраструктуру, переселение граждан из аварийного жилья, социальное обеспечение детей-сирот и другие вопросы. Всего на эти важнейшие направления уже сегодня из «антикризисного» фонда выделено более 155 миллиардов рублей.
- Президент России Владимир Путин неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что все социальные обязательства государства перед гражданами страны будут неукоснительно соблюдаться. Депутатами при подготовке федерального бюджета это обстоятельно учитывалось?
- Безусловно. Так, к примеру, при анализе проекта бюджета в первом чтении мы обратили внимание на нехватку средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Установили недостающую сумму - 5 миллиардов рублей. Нашли эти средства, и, более того, заложили в бюджет на всю трехлетку - на 2015, 2016, 2017 годы - 15 миллиардов рублей. Одновременно принято решение и о господдержке на ближайшие три года общероссийских общественных организаций инвалидов, связанное с необходимостью компенсации уплаты ими страховых взносов. Цена вопроса - 217 миллионов рублей ежегодно. Сохранили в полном объеме финансирование мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности, в том числе, в школах. Так, на создание спортивных залов в сельских школах, их ремонт предусмотрено 1,8 млрд руб. На строительство бассейнов при высших учебных заведениях - 1,3 млрд руб., финансирование помощи субъектам РФ на приобретение оборудования для ФОКов - 0,5 млрд. руб. Одновременно «Единая Россия» изыскала средства для финансирования специальной федеральной целевой программы, которая начинается с 2016 года, по строительству малобюджетных объектов спорта в субъектах РФ по проектам повторного применения. Это хоккейные коробки, маленькие стадионы, спортивные площадки во дворах и так далее. На эти цели в 2016 и 2017 гг. выделено по 2,5 млрд рублей. Можно еще долго перечислять, указанные изменения только по 2015 году составили сумму более 43 млрд рублей.
- Как вы считаете, что необходимо сделать в ходе исполнения федерального бюджета 2015-2017 годов? Что является самым важным в подготовке рекомендаций правительству, Счетной палате и Госдуме?
- Самое главное - доработка государственных программ с учетом принятого бюджета с тем, чтобы обеспечить полное отражение и безусловное выполнение целевых показателей, содержащихся в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года. Осуществление постоянного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с тем, чтобы в случае необходимости незамедлительно принять меры по оказанию им дополнительной финансовой поддержки. Осуществление постоянного парламентского контроля над эффективностью и своевременностью расходования заложенных в бюджете средств. Завершая разговор, хочу подчеркнуть, что парламентское большинство - фракция «Единая Россия» будет выполнять эту работу неукоснительно. Любая ошибка, допущенная здесь, может дорого стоить, поскольку законотворческая деятельность в Государственной Думе ФС РФ - это большая ответственность не только перед своими избирателями, коллегами, но и страной.