Аналитика
29.03.2014 19:25
0
29.03.2014 19:25
Любопытный документ, «гулявший» по кабинетам высокопоставленных чиновников правительства Волгоградской области, оказался в распоряжении информагентства «Высота 102». Подборка схем и диаграмм под названием «Слухи и мифотехнологии в практике управления общественным мнением» является, похоже, очередной квинтэссенцией умственной деятельности заезжих имиджмейкеров, которые изо всех сил пытаются поднять то, с чем так плохо у главы Волгоградской области, – его рейтинг. Судя по содержанию этой «аналитики», теперь становится понятным появление «бредовых» версий, размещаемой на некоторых ресурсах из блока прогубернаторских СМИ, а также на «полуподпольных» страницах в интернете, которые в конечном счете трансформируются в восхваление известного высокопоставленного лица.
<Так, авторы проекта ставят перед собой цель «продемонстрировать возможность использования слухов и мифов в качестве средства психологического воздействия для управления человеческими ресурсами». Реализовать эти возможности, по замыслу имиджмейкеров, можно с помощью «специальной деятельности». В чем смысл этой самой деятельности? Если отбросить массу «заумных» выражений вроде «рефрейминг контекста», «рефрейминг смысла», «модальность», «кредитация», «подстраивание к суггеренту», «прессуппозиция», «развертывание когнитивной структуры», «метакатегоризация» и т.д., изобилующих в докладе, то труд пиарщиков можно назвать инструкцией для подготовки группы так называемых модераторов, которые должна сначала завоевать доверие у читателей, пользователей интернета и т.д., а затем продвигать в этих аудиториях замыслы по укреплению имиджа некоей личности, которая обозначена в докладе как «С.Б». Видимо, лишь по чистой случайности эта аббревиатура повторяет первые буквы фамилии и имени губернатора Волгоградской области. <
Итак, первая задача, которая ставится «аналитиками» перед модераторами – это привлечение так называемых лидеров мнения в деле распространения, а затем подтверждения слухов, которые эти самые модераторы и должны вбрасывать. При этом модераторы при обработке лидеров мнения должны учитывать их индивидуально-психологические особенности и социальные потребности. Потребности, как следует из содержания доклада, могут быть самыми разными: в признании социумом (это известность и слава) или властью. Получив же «ключ» от «сердца» этих самых лидеров мнения, модераторы начинают процесс внедрения информации в виде запуска баек-историй, якобы свидетельств очевидцев с целью перенаправленности общественного мнения. Следующий этап – подача информации своим блогерам и своим СМИ. После появления информации в СМИ так называемые «шпионы»-модераторы должны непременно зафиксировать внимание в микрогруппах на том факте, что информация подтвердилась, и что они знали об этом раньше официальных СМИ.
Завоевав таким образом доверие среди читателей, пользователей интернета, модераторы, по замыслу авторов труда, должны перейти к главному – работе на образ некоего «С.Б.». В частности, за счет ненавязчивой подачи в СМИ «мелких» деталей образа С.Б. этот самый С.Б. должен выступить «человеком, наиболее соответствующим образу мифологического героя». А запуск определенного текста должен «задействовать уровень бессознательного», и тогда, по версии авторов, «у аудитории возникнут эмоциональные реакции и ожидания», которые загадочный С.Б. успешно реализует. Для достижения этих целей предлагается использовать целый арсенал методов: от противопоставления «свой-чужой» до приемов НЛП.
Имиджмейкеры выдали заказчику этого труда и свои рекомендации по противодействию влияния негативных сообщений. Так, они предлагают «удерживать вестников негативной информации от попыток ее дальнейшей передачи» с помощью таких приемов, как «изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл», «смещение или отвлечение внимания аудитории» и даже с использованием юмора. Интересно, что попытки следовать этим рекомендациям ясно прослеживаются и на форуме ИА «Высота 102». Очень часто, например, при обсуждении важнейших общественно-политических тем, на форуме появляются десятки сообщений, отправленных с одного ip-адреса, автор которых пытается с помощью различных нелепых и вызывающих раздражение у других форумчан утверждений увести тему в другое русло. Например, под обсуждением новости информагентства об участии одного депутата Госдумы в мероприятии, один и тот же "тролль" оставил аж 40 сообщений под разными никами, отправленных с одного ip-адреса, принадлежащего одному из структурных подразделений регправительства. Из этого, кстати, можно делать вывод, чем занимаются чиновники на своих рабочих местах. Кроме того, цель деятельности таких «троллей» на форуме информагентства – вызвать гнев участников обсуждения на себя и отвлечь их тем самым от обмена мнениями на темы коррупции, ухудшения социально-экономической ситуации в регионе, плохой работы чиновников и т.д. Лучший способ противодействовать установкам пиарщиков – игнорировать таких «троллей» на форуме и не замечать их присутствия, так как именно отсутствие реакции форумчан на подобные выступления будет лучшим доказательством бесполезности таких «троллей» и станет хорошим поводом для работодателей снизить им зарплату.
К слову, одну из ключевых установок пиарщиков - «изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл» -пытаются выполнять не только «тролли», но и прогубернаторские СМИ и органы власти региона, которые откровенно называют белое – черным и наоборот. Так, например, после обнародования управляющим отделения Пенсионного фонда по Волгоградской области Владимира Сального шокирующих цифр по задолженности бюджетных организаций перед фондом пресс-служба губернатора и правительства выступила с заявлением, что у «областных учреждений долгов за 2013 год по пенсионным отчислениям нет». При этом, в лучших традициях руководства региона, вина за это была переложена на муниципалитеты, которые «скрывают свои долги». С ног на голову переворачивают факты и на одной малоизвестной странице в живом журнале, позиционирующей себя как некое «политическое агентство». Так, например, в скандальной истории с закупкой дорогих иномарок для двух депутатов облдумы, пожелавших обновить свои и без того не старые автомобили, анонимные авторы сделали виноватым… председателя регпарламента!
Можно предположить, что подобные этому «исследованию» труды оплачиваются заказчиками недешево. И это при том, что в стремлении преподать себя как великих профессионалов своего дела и «набить» себе цену, авторы таких докладов нередко переступают черту, позволяя себе оскорбительные для жителей Волгоградской области выпады. Чего стоит, например, такая характеристика волгоградцев, данная пиарщиками в одном таком «сочинении»: «Жители области до сих пор «воюют», подсознательно считают себя сталинградскими победителями, и, что весь мир им за это обязан. Отсюда – завышенные ожидания, которые во многом и питают протестные настроения в области». Пиарщики изобразили волгоградцев как «ничего не умеющих и не желающих делать, как только скандалить и канючить, простаков, допустивших, что у них под носом область обобрали и довели до позорного состояния». Мало того, политтехнологи не нашли ничего лучше, как задействовать эту самую «психологию победителей» в интересах обеспечения «долгосрочного лидерства губернатора путем изображения некоей «Второй Сталинградской битвы», в результате чего, по их замыслу, область должна «победить» - выйти из прорыва и стать одной из лучших в России. Ничего более кощунственного иногородние граждане, приехавшие на время в Волгоградскую область подзаработать, придумать и не могли.